Военная реформа 1920-х годов в Советской Армии

Скачать

Начало работы по реформированию Вооруженных Сил, основные направления и организационные формы введения единоначалия. Численность армии в целом и по возрастным категориям. Высшее военное руководство, военная комиссия, выработка плана реформ.

Размер: 81,6 K
Тип: курсовая работа
Категория: Военное дело и гражданская оборона
Скачать

Другие файлы:

Армия и государство в Древнем Риме
Военная организация этрусско-римской армии царского периода. Римский легион периода ранней республики. Военная организация армии Древнего Рима после р...

Военная реформа 1863-1874 годов. Реформа военной юстиции

Военная гигиена
Описание: С иллюстрациями. Пособие имеет целью дать офицеру Советской Армии некоторые медицинские знания, необходимые ему для проведения мероприятий,...

Военная реформа (1924-1928 гг.) И политическая работа в Красной Армии
В современных условиях уроки военного строительства 20-х годов имеют поучительный характер. Сложные и ответственные задачи проходящей военной реформы...

Смоленская война 1632-1634 годов
Подготовка к войне, военная реформа в России, улучшение организации и вооружения русской армии. События, которые предшествовали началу войны между Рос...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Военная реформа 1920-х годов в советской армии

Содержание

Введение

1. Начало работы по реформированию вооруженных сил

2. Основные направления военной реформы

3. Организационные формы введения единоначалия в годы военной реформы

Заключение

Литература

Введение

После окончания гражданской войны перед руководством страны и военным ведомством встал ряд важнейших задач в области военного строительства, от решения которых напрямую зависел дальнейший успех всей проделанной работы по подготовке осуществления единоначалия.

1. При переходе на мирное положение военно-политические, экономические и социальные условия как внутреннего, так и международного характера диктовали необходимость значительного сокращения Вооруженных сил Советской республики и приведения их организационно-штатной структуры в соответствие с оборонным характером военной политики и экономическими возможностями страны. К концу гражданской войны Красная армия насчитывала 5,5 миллионов человек, из которых 83,4% составляли мобилизованные и 16,6% добровольцы. Содержать такую многочисленную армию государство было не в состоянии, прежде всего по экономическим причинам. Страна находилась в крайне тяжеломэкономическом положении. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. Была почти в 7 раз меньше довоенной. Большинство фабрик и заводов стояло. Рудники и шахты были затоплены. Железнодорожный транспорт был совершенно дезорганизован. Общая продукция сельского хозяйства в 1920 г. Составляла немногим более половины довоенной. Государство испытывало острый недостаток в самом необходимом: хлебе, топливе, мясе, жирах, обуви, одежде, мыле и т.д.

Обстановка требовала сосредоточения всех сил и средств на восстановлении разрушенного войной хозяйства .

2. Не менее важной была задача укрепления всей системы военного управления. Отсутствие централизации и четкой управленческой вертикали, наличие большого количества дублирующих деятельность друг друга органов, становились серьезным барьером на пути дальнейшего проведения единоначалия.

3. Ключевым вопросом был вопрос о совершенствовании системы подготовки военных кадров. В сложившихся политических условиях без подготовки грамотного командного состава армии и флота, идеологически выдержанном в рамках существующего политического строя, нельзя было вообще вести речь о единоначалии как таковом.

Кардинальным решением всех этих вопросов должна была стать военная реформа. Нам представляется логичным в рамках диссертационного исследования охарактеризовать основные направления реформирования советских вооруженных сил в 1920-е гг., связанные с реорганизацией систем комплектования, военного управления и подготовки военных кадров. Ведь от успешности проведения данных мероприятий военной реформы зависело введение единоначалия, которое, как надо отметить, являлось одним из ключевых ее направлений.

§ 1. Начало работы по реформированию вооруженных сил

25 ноября 1920 г. на заседании Революционного Военного Совета Республики (РВСР) был заслушан доклад заместителя Председателя РВСР Э.М. Склянского «О сокращении численности армии». Принятым решением Главному командованию предлагалось в недельный срок разработать план сокращения вооруженных сил на 2 миллиона человек к 15 января 1921 г. с таким расчетом, чтобы оставить на довольствии 3,5 миллиона человек171. Однако уже 2 декабря 1920 г. в адрес членов РВСР, ряда ответственных военных работников, Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрод) и других адресатов, секретариатом Реввоенсовета было направлено письмо с просьбой «внести изменения в пункт 4 протокола заседания РВСР от 25 ноября 1920 г., где ошибочно значится «оставить на довольствии 3 Vi млн. едоков», следует читать «оставить на довольствии 3 млн. 300 тысяч едоков» 17".

В последующих пунктах указывалось на необходимость: разработки плана увольнения из армии «в бессрочный отпуск» родившихся до 1888 г. включительно; установления числа сохраняющихся стрелковых и кавалерийских частей; скорейшего окончания обработки материалов переписи Красной Армии; определения мер «к поднятию качества частей»; увеличения числа курсов по подготовке комсостава; обсуждения с Народным комиссариатом путей и сообщений (НКПС) вопроса о возможности ведения краткосрочных отпусков; установления программы частичной мобилизации и т.д.

6 декабря 1920 г. РВСР вернулся к вопросу о сокращении численности армии. На этот раз было принято решение о создании комиссии из представителей Полевого штаба, Всероссийского главного штаба (Всероглавштаба), Центрального аппарата снабжения, Народного комиссариата внутренних дел (Наркомвнудела) и Наркомпрода -- ей предстояло определить численность армии в целом и по возрастным категориям в частности174.

В целом же демобилизация армии проходила в тяжелой обстановке. В отдельных районах страны еще продолжалась вооруженная борьба. Учитывая международную и внутреннюю ситуацию, советское правительство вынуждено было провести демобилизацию тремя последовательными этапами: декабрь 1920 г. - декабрь 1921 г. - численность вооруженных сил была сокращена с 5,5 до 1,6 миллиона человек.

май -- октябрь 1922 г. -- численность вооруженных сил сокращена до 796 тысяч человек.

январь - февраль 1923 г. - численность вооруженных сил сокращена до 610

тысяч человек .

Сокращение армии давало возможность уменьшить расходы на ее содержание и освободившиеся средства перевести на развитие промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Это позволяло также направить на восстановление народного хозяйства сотни тысяч демобилизованных красноармейцев и десятки тысяч командиров и политработников.

Таким образом, в короткие сроки необходимо было демобилизовать почти 5 млн. военнослужащих, определить принципы дальнейшего строительства вооруженных сил, реорганизовать структуру соединений и частей, перестроить систему материального обеспечения войск, позаботиться о единой подготовке командных и административных кадров, улучшить обучение и воспитание личного состава.

В результате демобилизации Красная армия не могла обеспечить нужную подготовку всего призывного контингента, поэтому у ряда военных работников, как в аппарате, так и в войсках возобновились надежды в отношении перехода к милиционной системе военного строительства. На 2-м Всероссийском съезде политработников, проходившем во второй половине декабря 1920 г., с докладом по этому вопросу выступил начальник Политического управления РВСР И.Т. Смилга. Не отрицая возможностей перехода к милиции, он отметил, что ее основой должен являться территориальный принцип формирования и обучения. «Будут ли боеспособны эти местные милиционные части?» - спрашивал докладчик. И опираясь на опыт гражданской войны, отвечал отрицательно: «Комплектованные из «земляков» части хорошо дрались на чужой стороне. Но на родине они никуда не годились. Солдата тянуло к хате, и он дезертировал и во время наступления, и во время отхода, не желая расставаться с домом. Создать сплоченную боеспособную армию можно только усилиями страны в целом» . Последовал вывод о малой пригодности «милиции для России в данный момент».

Выступивший с содокладом член РВСР Н.И. Подвойский высказал противоположенную точку зрения на милиционную систему, пытаясь обосновать не только возможность перехода к ней, но и необходимость. Хорошие войска, по его мнению, могла дать «только милиционная система», при которой «совершенно отсутствует муштра, а происходит нормальное воспитание - и физическое, и культурное, и техническое -- юношей от 16 до 18 лет и притом не в одиночку, а массовое...» . Все это - без отрыва от производительного труда. «... Наше военное строительство -- подчеркнул в завершении содокладчик, -- должно быть построено на массовом вовлечении в работу всех трудящихся при помощи наших партийных и профсоюзных организаций»

Вопросам вовлечения широких масс в строительство Красной Армии была посвящена речь Председателя РВСР Л.Д. Троцкого: «Если в условиях войны почти половина партии находилась в армии, то в мирный период так продолжаться не может. В мирное время держать части во «внутренней спайке» труднее, чем в ходе войны. Война требует величайших жертв не только материальных, но и духовных, отказа от широких идейных интересов, порождает «духовный аскетизм», который по окончании войны «до известной степени ищет возмещения в усиленной критике, усиленном обсуждении всего»179.

Таким образом, к окончанию гражданской войны среди военных в отношении перспектив военного строительства продолжали иметь место две различные точки зрения:

сохранить армию как постоянную, регулярную, высоко технически оснащенную, уменьшаемую количественно за счет роста качества;

скорейшим образом переходить к территориально-милиционной системе комплектования вооруженных сил.

Этой же проблеме уделяло внимание партийно-политическое руководство страны. Вопрос о практическом переходе к территориально-милиционной системе обсуждался на IX съезде РКП(б), проходившем с 29 марта по 5 апреля 1920 г. 180 «Переход к милиционной системе, - говорилось в решении съезда, - должен иметь характер необходимой терпимости, в соответствии с военным и международно-дипломатическим положением Советской республики, при непременном условии, чтобы обороноспособность последней во всякий момент оставалась на должной высоте»

Вопрос о переходе к территориа...