Социально-профессиональный портрет православного россиянина

Скачать

Структура и функции института религии. Основные положения и этапы развития православия. Исследование мировоззрения и религиозности православного россиянина, анализ соответствия его социально-профессионального портрета критериям православного вероучения.

Размер: 615,9 K
Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать

Другие файлы:

Социально-профессиональный портрет православного россиянина
Структура и функции института религии, социологические подходы к его изучению. Положения и этапы развития православия. Критерии определения и сравните...

Социальное исследование особенностей государственной службы
Социально-профессиональный портрет государственного служащего. Факторы использования командного подхода в органах государственной региональной власти....

Портрет як витвір мистецтва у літературі. Роль цього образу у житті людей
Портрет у мистецтві. Згубна дія мистецтва у романі Оскара Уайльда "Портрет Доріана Грея". Фатальна роль портрета у долі людини в повісті Миколи Василь...

Студийная фотосъемка
Содержание:Короткий и длинный светМягкий и жесткий светМощность источников при съемке портретаКлассический теневой полуоборотФотография в низком ключе...

Исторический портрет Генриха IV как человека и как правителя
Социально-экономические процессы, происходившие во Франции до восшествия Генриха на престол. Факторы, повлиявшие на формирование личности будущего кор...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

1.2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ

1.3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

2. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРАВОСЛАВНОГО РОССИЯНИНА

2.1 ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПРАВОСЛАВНОГО РОССИЯНИНА

2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ «ИДЕАЛЬНОГО» И «РЕАЛЬНОГО» СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПРАВОСЛАВНОГО РОССИЯНИНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

В современной России религиозная тематика является одной из наиболее актуальных. Стоит вспомнить дискуссии по нашумевшему выступлению Pussy Riot в Храме Христа Спасителя.

Опросы, касающиеся принадлежности к какой-либо конфессии, включенности индивида в религию в России проводятся ежегодно всероссийскими социологическими центрами. Динамика религиозности в России измеряется с 1987 года (до 1993 года - ВЦИОМ, после - Левада-центр). По данным этого исследования религиозность россиян в 2007 году по сравнению с 1987 выросла примерно в 3, 5 разаЖителев, Р. Динамика религиозности в России по данным опросов (до 1993 - ВЦИОМ, после - Левада-центр) [Электронный ресурс] : таблица / Р. Жителев. Электрон. граф. данные (1 файл). [б. м.], 2008. Режим доступа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/8/8а/Религиозность_в_России.gif, свободный (дата обращения : 27. 04. 13). Загл. с экрана..

По данным социологического исследования, проведенного в 2010 году ВЦИОМ, православные верующие в России составляют 75%, из них лишь 54% знают содержание БиблииВерим ли мы в Бога? [Электронный ресурс]: социологическое исследование / ВЦИОМ. Электрон. текстовые данные. [б. м.], 2010. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365, свободный (дата обращения: 18. 05. 13.). Загл. с экрана.. Большой процент, называющих себя православными, верит в народные приметы, гороскопы, ходит к экстрасенсам, редко посещает храмы или вовсе не посещает их. Другими словами, совершает поступки, противоречащие православной вере. В связи с этим необходимо изучение социально-профессионального портрета православного россиянина, чтобы понять кто сейчас является православным россиянином и чем он занимается.

Проблема: каков социально-профессиональный портрет православного россиянина?

Цели:

1) изучение социально-профессионального портрета православного россиянина;

2) сравнение социально-профессионального портрета православного россиянина на основе православных вероучений и социально-профессионального портрета православного россиянина в современной России.

Задачи:

1) дать определение понятию «религия» и рассмотреть основные социологические подходы к ее изучению;

2) рассмотреть основные функции и структуру института религии;

3) изучить основные положения и этапы развития православия;

4) дать понятие и определить критерии, составляющие социально-профессиональный портрет православного россиянина;

5) сравнить социально-профессиональный портрет православного россиянина - каким он должен быть (на основе православного вероучения) с действительным социально-профессиональным портретом.

Способы решения задач: изучение социологических исследований по данной теме, изучение научной литературы.

Объект исследования: православные россияне.

Предмет исследования: социально-профессиональный портрет православного россиянина.

Гипотезы:

- типичный социально-профессиональный портрет православного россиянина характеризуется такими социально-профессиональными характеристиками как высокий уровень образования, низкий уровень дохода, социальная сфера занятости; характеристики православного портрета - редкое посещение храмов, неусердное исполнение заповедей и других религиозных норм и правил;

- существует заметное различие между реальным социально-профессиональным портретом православного россиянина и его представлением на основе православных вероучений.

Методы исследования:

1) анализ документов.

Данная курсовая работа пишется в рамках дисциплины «Основы социологии», так как религия является одним из основных социальных институтов. Социологию религии разрабатывали такие социологии, как Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Шмидт, Карл Маркс и др. Роль религии в обществе до сих пор не определена до конца, социология религии пытается выявить это.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

Слово «религия» в переводе с латинского (religio) обозначает «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа»Элбакян, Е. С. Религия [Текст]: философский словарь / Элбакян Е. С.; под ред. И. Т, Фролова. Москва, 2001. С. 488.. В древности существовало несколько точек зрения на происхождение этого слова:

1. I век до н.э.: производный глагол от латинского relegere - «вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать», в переносном смысле - «благоговеть» (Цицерон - римский оратор, писатель и политический деятель). Жуковский, В. И. Визуальная сущность религии [Текст]: монография / Жуковский В. И., Копцева Н. П., Пивоваров Д. В /Красноярск, 2006. C. 8..

2. Латинский глагол religare - «связывать, привязывать»; религия как союз человека и Бога (Лактанций - западный христианский писатель и оратор)Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины [Текст] / Москва, 2002/ С. 34..

Блаженный Августин также считал, что слово «религия» произошло от латинского -religare (воссоединять), и означает воссоединение когда-то утраченной связи между человеком и Богом Там же. С. 56..

Сложность определения понятия «религия» обусловлено тем, что само явление многослойно и многообразно. Религия проникает почти во все сферы жизни человека, пытается интегрировать его поведение в соответствии со своими канонами. Поэтому помимо социологии религии существуют психология религии, история религии, философия религии, география религии, семиотика религии и др. Также на религию влияют определенные социальные слои общества, чье поведение кроме религиозных детерминировано экономическими, политическими, национальными и другими компонентамиГараджа В. И. Социология религии [Текст]: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Гараджа В. И. Москва, 2012. С. 6-7..

Современное социологическое определение понятия «религия» взято из социологического словаря ИАЦ «Socium»: «религия - система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов, групп, общностей, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определенных социальных нормах, статусах, ролях, обычаях, предписаниях, социальных позициях».

В работе Эмиля Дюркгейма "Элементарные формы религиозной жизни" религия определяется как "единая система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен".Дюркгейм, М. Э. Элементарные формы религиозной жизни. (Типы религиозных обществ) [Текст] // Избранное. Образ общества. Москва, 1994. С. 231.Дюркгейм отрицает существование Бога и приписывает главенствующую роль коллективному сознанию. Таким образом, Дюркгейм попытался заключить религию в «рамки рассудка», осуществить простое объяснение сложного явления. Отчасти это обусловлено тем, что Эмиль Дюркгейм изучал примитивные формы религиозных верований (например, австралийский тотемизм)Патрик де Лобье. Социология религиозного феномена [Электронный ресурс] / Патрик де Лобье // Библиотека Якова Кротова. Москва, 2000. Электрон. текстовый ресурс. [б. м.], 2007. Режим доступа : http://krotov.info/libr_min/p/innocent/lobye.html, свободный (дата обращения: 25. 04. 13.). Загл. с экрана..

Макс Вебер, напротив, интересовался великими мировыми религиями: исламом, буддизмом и христианством, а также традиционными религиями Индии, Китая, Египта. Он изучал религию как «совокупность индивидуальных поведений, где намерения действующих лиц остаются постоянными, а средства меняются в зависимости от времени, культуры и самих индивидуумов»Его внимание было сосредоточено на «внешнем поведении, претендующем на роль религиозного этоса и имеющем целью индивидуальный поиск экономических благ»Там же. . В своей работе «Хозяйственная этика мировых религий», Вебер подвел итог всех социологических исследований, в центре которых лежало выявление внутренней связи экономического развития с правовыми и нравственно-религиозными аспектами жизни общества с помощью исторического анализа. Вебер считал, что религия формирует экономическое мировоззрение посредством контроля поведения и ориентирования человека на авторитетВебер, М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение [Текст] / М. Вебер // Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. Москва, 1985/ С. 11-67..

Карл Маркс в о...